В информационном агентстве «Национальная служба новостей» 14 июля прошла пресс-конференция Всероссийского образовательного Лагеря-семинара «Территория развития» на  тему: «Артек – площадка подготовки управленческих кадров, будущего России». В пресс-конференции приняли участие Дмитрий Азаров, Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Сергей Кочнев, Президент Общероссийского союза общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы», автор Всероссийского проекта «Территория развития», Станислав Неверов, Председатель Молодежной комиссии Всероссийского Совета местного самоуправления, исполнительный директор проекта «Территория развития».
Лагерь-семинар, направленный на обучение молодых граждан навыкам участия в принятии решений на местном уровне, проходил с 25 июня по 10 июля на базе Международного детского центра «Артек».
В рамках деловой игры «Выборы» была создана Республика Артек, в которую вошли 6 федеральных округов – лагерей детского центра. А каждый отряд представлял регион Республики Артек. Более 2000 молодых граждан из 83 субъектов Российской Федерации выбирали глав регионов, депутатов Парламента, Избирательную комиссию и Президента Республики Артек.
«Через игровые формы мы хотели подчеркнуть цели и задачи местного самоуправления, показать различные механизмы и инструменты, как молодые граждане могут участвовать в жизни своих муниципальных образований», — отметил Сергей Кочнев.
Одной из важных задач проекта является удержание ребят на территории своего муниципального образования. «Если молодой человек со школьной скамьи будет понимать, как устроено муниципальное образование, будет участвовать в принятии решений на территории своего муниципалитета, то есть большая вероятность, что он остается там и будет активно участвовать в его жизнедеятельности и в работе», — подчеркнул Сергей Кочнев.
В рамках проекта «Территория развития» также прошел и Фестиваль народов России. Каждый отряд «Артека» представлял определенный субъект страны. «Чем больше ребята узнают о великой истории России,  различных регионах, традициях разных народов, которые проживают на территории Российской Федерации, тем более патриотичными они становятся», — убежден Дмитрий Азаров.
Второй составляющей проекта стала образовательная программа. На территории «Артека» работало пять школ: «Школа молодого стратега», «Школа молодого предпринимателя», «Школа молодого политика», «Школа молодого журналиста» и «Лаборатория Архитектурной мысли».
Молодые предприниматели представили бизнес-планы, над которыми они работали в течение семи дней. Артековцы составляли SWOT-анализ, просчитывали риски, выявляли слабые и сильные стороны, возможности и угрозы реализации созданных проектов. В рамках «Школы молодого политика» проводились регулярные заседания Совета Республики Артек, где ребята обсуждали создание Конституции детского государства, предложения по дальнейшему развитию и преобразованию «Артека».
Молодые стратеги защищали свои проекты по развитию муниципальных образований. Важность данной составляющей проекта прокомментировал Дмитрий Азаров: «В прошлом году был принят федеральный закон, который закрепил необходимость стратегического планирования на всех уровнях, включая муниципальный. Стратегическое планирование – это очень важная задача для государства в целом. То, что ребята у нас учатся этому и направляют свое мышление в стратегическое русло, с такого возраста этому учатся — это очень важно».

В «школе молодого журналиста» ребята, разделившись на шесть редакций по разным направлениям, защищали итоговые выпуски своих изданий. За время обучения  в школе они создали по два телевыпуска, две радиопрограммы и две газеты.
В рамках «Лаборатории архитектурной мысли» был открыт арт-объект – Маяк Артека, самостоятельно созданный участниками школы. А дорожку, ведущую к нему, артековцы выложили камнями, которые раскрашивали в разные цвета и писали свое имя и малую Родину.
По итогам Смены шесть человек выдвинуты на присуждение премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи. Помимо этого, по словам Станислава Неверова, те проекты, которые были разработаны в рамках конкретных школ, будут рассмотрены дополнительно, с помощью экспертов и консультантов доведены до конца и предложены к реализации в субъектах РФ.

На пресс-конференции подняли вопрос и о введение предмета местного самоуправления в школьное образование. Дмитрий Азаров уверен, что депутаты и чиновники разных уровней, должны приходить в школы, объяснять детям, что  такое МСУ. «В рамках Всероссийского Совета местного самоуправления мы с коллегами, подведя итоги «Территории развития-2015», направим руководителям муниципальных образований определенные рекомендации», — поделился с журналистами член Совета Федерации.
По словам Сергея Кочнева, в Ялте был проведен семинар для преподавателей обществознания и истории Республики Крым: «Это было введение в курс 72 часа повышения квалификации «Обучения молодых граждан участию в  местном самоуправлении».
На встрече речь шла и о внедрении подобных деловых игр, как «Выборы», в систему высшего образования, в профильные вузы, которые готовят специалистов государственного муниципального управления. Дмитрий Азаров с уверенностью сказал, что делать это необходимо.
Проект «Территория развития» реализуется с 2011 года. Организаторами мероприятия выступили Организаторами Всероссийского проекта «Территория развития» в Международном детском центре «Артек» выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы», Всероссийский Совет местного самоуправления при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Совета министров и Государственного Совета Республики Крым, Государственной корпорации «Фонда содействия реформированию ЖКХ», Общероссийской общественной организации поддержки малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».