С сентября в 5-ти «пилотных» субъектах РФ в Самарской, Архангельской, Новосибирской областях, в Республике Крым и в Кабардино-Балкарии был проведен проект «Создание системы обучения молодых граждан основам местного самоуправления и механизмам участия в развитии своих территорий». 18 декабря в здании Совета Федерации состоялся Круглый стол с представителями регионов-участников проекта по подведению итогов.

При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

На встрече собрались организаторы и эксперты совместно с представителями «пилотных» площадок, где проводилось обучение. Так, в работе круглого стола приняли участие вице-губернатор Самарской области Игорь Еремин, Заместитель постоянного представителя Кабардино-Балкарской Республики при Президенте РФ Ахмат Гулиев, Заместитель губернатора Новосибирской области Василий Смирнов и Заместитель руководителя представительства Архангельской области при Правительстве РФ по межрегиональному сотрудничеству и развитию культурных связей Светлана Каминская.

По словам Председателя правления НП «Центр инноваций муниципальных образований» Александра Куликова, в рамках проекта на базе Московского городского педагогического университета была разработана экспериментальная учебная программа, состоящая из 72 часов и рассчитанная на директоров школ, заместителей по воспитательной работе, преподавателей дисциплин «История» и «Обществознание». В каждом из пяти регионов были сформированы группы слушателей по 30 человек. Всем участникам, успешно закончившим курс повышения квалификации, были выданы соответствующие удостоверения установленного образца. Всего в проекте приняло участие свыше 150 человек.

Так, вице-губернатор Самарской области Игорь Еремин, рассказав о проведении курсов в их регионе, подчеркнул: «Важность заключается не просто в просвещении молодежи, но и тех взрослых людей, находящихся в нашей команде, которые, к сожалению, не всегда понимают действующей системы».

Своим видением итогов проведения курсов поделился и один из членов экспертного состава, Директор Институт политических коммуникаций Университета профессиональной политики Андрей Худолеев: «Практическое применение — это не только повышение общей грамотности в самоуправлении, но это и возможность развития школьного самоуправления на правовых положениях российского действующего законодательства».

По мнению главного научного сотрудника сектора международно-правовых исследований ИГП РАН Алексея Автономова, местное самоуправление надо привязывать к конкретике каждого региона и даже муниципалитета.  По его словам, молодое поколение со школьных лет надо обучать основам местного самоуправления, потому что переучивать из будет гораздо сложнее.

Также, по словам Председателя Совета Директоров АНО «Институт развития местных сообществ» Сергея Кочнева, была проведена работа по изучению учебников основного и среднего общего образования на предмет наличия в них информации об основах местного самоуправления. Всего было проанализировано 74 учебника разных издательств по предметам «Обществознание», «История России», «Русский язык и литература» и «Право». «В ходе исследования установлено наличие интересующей информации в 17 учебниках, что составляет 43,5% с разным объемом учебного материала», — заявил Сергей Кочнев.

«Если на первом этапе мы провели анализ учебных пособий, то теперь необходимо проанализировать, что нужно сделать и министерским органам, и властям, и экспертам, чтобы выявить болевые точки этого процесса, дать рекомендации, и возможно по итогам изучения исследования обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением по усовершенствованию образовательного процесса с точки зрения просвещения и продвижения местного самоуправления», — подвел итог круглого стола Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.

Также в рамках обсуждения этой темы Заместитель начальника отдела общего развития инфраструктуры и ИКТ в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Ленкина предложила рассмотреть возможность введения Всеобщего урока по местному самоуправлению.